pdf (English)

Ключевые слова

Новый бизнес, предпринимательство, Казахстан, политические и экономические факторы, показатели управления, ВВП, открытость торговли, ПИИ.

Как цитировать

Кудашева T., Рахматуллаева D. ., Кабылкайраткызы R. ., Калдияров D. ., & Уринбоев R. . (2025). ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО БИЗНЕСА: ДАННЫЕ ИЗ КАЗАХСТАНА. Казахстан-Спектр, 113(3). https://doi.org/10.52536/2415-8216.2025.113.3.010

Аннотация

Предпринимательская активность давно признана важным показателем экономического и институционального состояния страны. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой, где запуск новых предприятий зависит не только от конъюнктуры рынка, но и от политических, институциональных и макроэкономических условий. Казахстан является хорошим примером страны, которая, с одной стороны, обладает большим экономическим потенциалом. Тем не менее, она сталкивается с проблемами, связанными с качеством институтов, диверсификацией и устойчивым ростом.

Исследование направлено на оценку влияния индикаторов управления, открытости торговли, ВВП и прямых иностранных инвестиций на открытие новых предприятий в Казахстане. Для этого авторы взяли данные из Всемирного банка и национальных статистических баз за 2006-2020 годы и протестировали их с помощью линейной регрессии. Результаты модели показали, что ПИИ не влияют на формирование новых компаний в Казахстане, поскольку их большая часть направляется в добывающие отрасли национальной экономики. В то же время открытость торговли способствует развитию МСБ, несмотря на обратный эффект показателя государственного управления. Озадачило, что экономический рост не стимулирует малый бизнес в Казахстане.

https://doi.org/10.52536/2415-8216.2025.113.3.010
pdf (English)
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Казахстан-Спектр