pdf

Ключевые слова

историческая память, молодежь, нарративы, идентичность, цифровые форматы, политика памяти, доверие к источникам.

Как цитировать

Жусупова, А., Сабитов, Ж. ., & Нурбаев, Ж. . (2025). МОЛОДЕЖЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В КАЗАХСТАНЕ: ОТ ФРАГМЕНТАЦИИ НАРРАТИВОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩИХ СМЫСЛОВ. Казахстан-Спектр, 113(4). https://doi.org/10.52536/2415-8216.2025.113.4.001

Аннотация

Статья посвящена анализу формирования исторической памяти молодежи Казахстана в условиях конкуренции официальных, академических и альтернативных нарративов. Эмпирическая база включает массовый социологический опрос молодежи (январь-февраль 2024 г., N = 1970), обеспечивший репрезентативность по полу, возрасту, языковой принадлежности и уровню образования. Результаты выявили три вызова: разрыв между высоким интересом к прошлому и поверхностностью освоения знаний; символическую фрагментацию по языковым, региональным и этнокультурным линиям; а также различия в удовлетворенности официальным нарративом, наиболее заметные в региональном разрезе. Научная новизна заключается в акценте на «повороте к участию» (participatory turn) и диалоговой модели памяти, где молодежь выступает субъектом исторического диалога. Такой подход предлагается как ответ на выявленные вызовы и позволяет интегрировать макроуровень (образование и институциональные рамки) и микроуровень (цифровые форматы и локальные инициативы), снижая риски фрагментации. Практическая значимость работы связана с обоснованием перехода к диалоговой политике памяти, открывающей новые возможности для публичной истории и вовлечения цифрового поколения.

https://doi.org/10.52536/2415-8216.2025.113.4.001
pdf
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Copyright (c) 2025 Казахстан-Спектр