Аннотация
Статья посвящена анализу формирования исторической памяти молодежи Казахстана в условиях конкуренции официальных, академических и альтернативных нарративов. Эмпирическая база включает массовый социологический опрос молодежи (январь-февраль 2024 г., N = 1970), обеспечивший репрезентативность по полу, возрасту, языковой принадлежности и уровню образования. Результаты выявили три вызова: разрыв между высоким интересом к прошлому и поверхностностью освоения знаний; символическую фрагментацию по языковым, региональным и этнокультурным линиям; а также различия в удовлетворенности официальным нарративом, наиболее заметные в региональном разрезе. Научная новизна заключается в акценте на «повороте к участию» (participatory turn) и диалоговой модели памяти, где молодежь выступает субъектом исторического диалога. Такой подход предлагается как ответ на выявленные вызовы и позволяет интегрировать макроуровень (образование и институциональные рамки) и микроуровень (цифровые форматы и локальные инициативы), снижая риски фрагментации. Практическая значимость работы связана с обоснованием перехода к диалоговой политике памяти, открывающей новые возможности для публичной истории и вовлечения цифрового поколения.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2025 Казахстан-Спектр

