Аннотация
Статья представляет собой попытку показать эволюцию полисемичного феномена «курултай» в панораме социально-политической истории Евразии, начиная от древности до современности.
Курултаи остаются реальностью политической и общественной жизни тюрко-монгольских народов в позднее средневековье. В этот период курултаи демонстрируют как консолидирующие, так и центробежные устремления политической элиты. Они по-прежнему созываются весной и осенью для проведения ритуалов интронизации и обсуждения жизненно важных для государств Центральной Азии вопросов, включая законотворческие, военные и хозяйственные.
С укреплением нациестроительства в ХХ веке Китае и СССР, где этнокультурная специфика подвергается нивелировке курултай как политический феномен и слово исчезают из политического лексикона и практики народов, территории проживания которых инкорпорированы в их состав.
В конце 1980 и начале 90-х гг. процесс суверенизации, охвативший национальные республики СССР и субъекты Российской Федерации (Алтай, Бурятия, Башкортостан, Калмыкия, Тыва), привели к возрождению, казалось бы, забытого явления. Сегодня курултай и хурал – неотъемлемая часть современной политической культуры тюрко-монгольских народов. С одной стороны, это свидетельство силы их исторической и культурной памяти. С другой, на примере Казахстана видим стремление политической элиты использовать потенциал традиционного института с тем, чтобы расширить участие народа в принятии важных для государства решений.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Copyright (c) 2025 Казахстан-Спектр